Архитектура Москвы. Что приходит в голову, когда мы слышим эти слова? Кремль, Манеж, старая застройка Тверской, Дом Пашкова, «книжные» высотки Арбата, ровные кварталы сталинского периода, покрывающие Проспект Вернадского и Академическую… Говорить о привычном и известном можно долго. На самом деле, Москва, заполненная памятниками архитектуры из разных эпох, может преподнести нам несколько приятных сюрпризов. В узких переулках или вдоль широких проспектов можно найти крайне любопытные архитектурные шедевры.
Чайный дом на Мясницкой улице
Мясницкая улица — настоящий кладезь архитектурных работ на любой вкус. Особенно после реконструкции 2015 года, серьезно изменившей облик многих зданий. От выстроенного в псевдорусском стиле здания Московской духовной консистории, что встречает нас около Лубянской площади, в самом начале улицы Мясницкой, и до находящегося почти в самом ее конце Здания Центросоюза, построенного по проекту легендарного Ле Корбюзье в лучших традициях модернизма. Но особняком среди всего многообразия стилей стоит здание, которое словно всеми силами старается выбиться из общей картины. Смелым красочным фасадом и яркими цветами завлекает прохожих Чайный дом на Мясницкой улице.
Трехэтажное здание было возведено в 1893-м году архитектором Романом Клейном по заказу купца-чаеторговца С.В. Перлова на месте старых построек. На момент возведения оно не обладало своим необычным псевдокитайским декором. Имитация пагоды, черепичной изогнутой кровли — все это появилось чуть позже, когда здание было перестроено архитектором Карлом Гиппиусом в 1895 году, причем вместо изначального плана, согласно которому здание должно было приобрести черты позднего Ренессанса. Зачем же? Все дело было в коронации будущего императора Николая II. Стало известно, что столь важное событие посетит один из самых влиятельных сановников Китайской Империи — Ли Хунчжан. Человек, который в конце XIX века фактически единолично руководил всей внешней политикой Империи Цинь, был крайне желаемым гостем в доме С. Перлова, который надеялся получить серьезные преференции в торговле чаем.
И хоть зданию не довелось принять уважаемого гостя — китайский сановник решил посетить представителей другой ветви рода Перловых — необычное и яркое оформление фасада и интерьеров принесло выгоду, став лучшей рекламой магазину. Материалы для отделки везли из Китая. Загнутые черепичные кровли, «опирающиеся» на пилястры, лепнина, стилизованные под иероглифы вывески и традиционные китайские орнаменты украсили фасад, пестрые цвета освежили облик здания. Двухъярусная, похожая на пагоду башенка словно является продолжением балкона третьего этажа, завершая облик всего здания.
Интерьеры чайного дома оформлены в том же стиле. Шелковые панно, азиатские растения и китайские фонарики стали частью убранства магазина. Кессонный потолок был украшен позолотой, росписью и электрическими лампочками (электрическое освещение в те времена было редкостью). В магазине также выставлялась коллекция китайской живописи и фарфора, которую, будучи большим поклонником китайской культуры, собирал сам С.В. Перлов.
Чайный магазин на Мясницкой улице пережил революцию и продолжал работу при Советской власти. Однако само здание не ремонтировалось вплоть до 2002 года, когда из-за его плачевного состояния часть фасада была потеряна. Реставрация здания закончилась в 2007 году. Повторная реставрация в связи с ухудшением внешнего вида была проведена совсем недавно, в 2017 году.
Дом Авиаторов на Беговой
Вдоволь нагулявшись по Мясницкой улице, поедем дальше, на северо-запад. Там, на пересечении Ленинградского шоссе и Беговой улицы, совсем недалеко от Московского Ипподрома и коней Клодта (только не того, чьи Кони украшают Аничковый мост и Нарвские Ворота Петербурга, а его внука), рядом с «Ажурным домом» (заслуживающим отдельной статьи) расположилось необычное здание.
Это строение еще называют «дом-сороконожка». Изначально заложенное как гостиница к Олимпиаде-80, это здание впоследствии по техническим причинам было отдано для заселения рабочих авиационного завода «Знамя труда» (отсюда и название). Оно является одним из самых известных и удачных примеров брутализма в архитектуре Москвы. Тяжелые, массивные, сложные формы, бросающие вызов правильным и аккуратным стеклянным коробам позднего «интернационального стиля», футуристичность и смелость общего замысла, отказ от декора и украшения фасада в пользу красоты естественного вида материалов и сложно устроенной композиции — все это легко заметить в «Доме Авиаторов».
Строительство дома началось в 1973 году. Андрей Дмитриевич Меерсон — архитектор и автор проекта — был не первым, кто решил поставить панельный многоэтажный дом на сваи. Уже в 60-ых годах появились панельные дома серии II-57/17, которые держатся на каркасе из сборных т-образных колонн и фактически приподнимаются на высоту одного этажа. Однако проект Меерсона — не обычная типовая постройка.
Высокие, неправильной формы опоры, сужающиеся к низу, на уровне земли уже совсем тонкие, удерживают в воздухе и поднимают на высоту четырех этажей трапециевидное основание, на котором уже покоится 130-метровое здание. Опоры и тонкая прослойка бетона, отделяющая здание от пустоты под ним, кажутся небольшими и ненадежными. Но материал, из которого они изготовлены — монолитный железобетон (впервые в СССР примененный в строительстве именно в этом проекте) — надежно удерживает свою ношу. Попасть в зависшее над землей здание можно через три вынесенных отдельно от основного строения подъезда. В этих бетонных «крепостных» башнях с небольшими окошками-бойницами расположены лифтовые шахты и лестничные марши. Лестничные клетки связаны с этажами с помощью наружных проходов.
Фасад дома также отличается от большинства панельных строений эпохи. Обычные типовые панели расположены внахлест, одна наслаивается на другую словно чешуя, расширяя здание кверху. Еще массивнее его делают панели технического этажа, выступающие за пределы самого строения. Наконец, объем и глубину зданию придают массивные выступающие балконы с хитросплетениями бетонных элементов.
Можно долго спорить об эстетической стороне «Дома Авиаторов», о художественной ценности здания и его влиянии на общую картину города. Но стоит признать: перед нами одно из самых необычных и оригинальных жилых зданий Москвы.
Особняк Цветкова на Пречистенской Набережной
Оставим мир бетонных гигантов новой эпохи и вернемся к чему-то более традиционному. Доберемся до Пречистенской набережной — настоящей кладези архитектурных памятников. Стоило бы рассказать подробно о многих домах, но сейчас нас интересует дом №29. Небольшой, аккуратный, похожий на пряничный дом, точнее пряничные боярские палаты, Особняк Цветкова.
История этого здания не менее потрясающая, чем его оформление. Изначально особняк был построен по заказу И.Е. Цветкова для размещения его собрания живописи и графики: он собирал акварельные рисунки, наброски и эскизы художников. Его коллекция насчитывала почти 2000 экспонатов. Меценат пополнял коллекцию до самой смерти, лично проводил экскурсии. В 1909 году коллекцию и дом он передал в дар Москве, сохранив за собой право жить в особняке и самостоятельно пополнять коллекцию.
После революции в здании несколько лет располагалась Цветковская галерея, которая впоследствии была передана Третьяковской галерее. Экспонаты были распределены по музеям, а здание было перестроено в общежитие Наркомата просвещения. В годы войны в здании разместилась военная миссия под командованием французского генерала Эрнеста Пети — часть авиаполка «Нормандия-Неман». После войны здание стало резиденцией военного атташе Франции, этот статус закреплен за ним по сей день. Здание было отреставрировано совсем недавно, в 2016 году.
Строили здание архитекторы Борис Шнауберт и Василий Башкиров. К двум мастерам — модерна и псевдорусского стиля соответственно — присоединился третий. Художественным оформлением и проектированием занимался великий художник В.М. Васнецов, который и задумал возвести особняк похожим на боярские палаты. Кроме того, в проектировании большое участие принимал и сам меценат Цветков, который изучал особенности древнерусского зодчества, сам продумал расположение комнат, чтобы освещение соответствовало картинной галерее.
Первое, что бросается в глаза — форма фасада. Своими очертаниями мезонин напоминает срез главы православного храма. Высокие окна, свойственные модерну, украшены декоративными колоннами и подобиями кокошников сверху, которые вместе формируют подобие оконных наличников. Широкий балкон опирается на тяжелые кирпичные кронштейны. Довершает картину большая теремообразная крыша, надежно укрывающая под собой здание.
Цвет керамического кирпича отлично гармонирует с белыми декоративными украшениями. Дополняют «пряничную» цветовую гамму украшения из майолики — разновидности керамики, покрытой глазурью — в карнизе, в лопатках и на балконе. Красочные и яркие, они не перетягивают на себя внимание за счет своего небольшого размера и расположения, при котором они являются частью более значительных декоративных элементов. Скромное, без излишеств, оформление фасадов расцветает за счет гармоничного сочетания отдельных элементов декора и очень удачной цветовой палитры.
Мы остановимся на Пречистенке, на берегу Москвы-реки, в самом сердце огромного города. Отсюда можно отправиться в любую сторону — и везде найти что-нибудь невероятно интересное, узнать много нового об истории Москвы через ее архитектурные шедевры.
Обложка статьи: Москва // From Unsplash by Irina Grotkjaer.
Иван Кучин
Latest posts by Иван Кучин (see all)
- Мэшапы, или музыка как конструктор - 16 октября, 2023
- Не «Литтл Бигом» единым: музыка постсоветского пространства, о которой знаем не только мы - 11 декабря, 2021
- Язык интерактивных медиа. Эпизод I - 7 февраля, 2021
Ваш комментарий будет первым