Мода на всё азиатское началась ещё в нулевых: от суши в ресторанах до аниме по СТС. Однако, вскоре достижения и «фишечки» Востока начали не слепо копироваться, а адаптироваться. Самой благодатной средой для творчества по сей день остаётся кино и мультипликация.
И первым в обзоре у нас мультфильм «Путешествие на Луну» (англ. «Over the Moon»), вышедший осенью 2020 года. Результат совместного производства Netflix Animation (США) и Pearl Studio (Китай).
Сюжет мультфильма основан на китайской легенде о Чанъэ, богине Луны. Легенда гласит: простая смертная Чанъэ случайно выпила зелье бессмертия, которое добыл её муж, стрелок Хоу И. Из-за действия зелья девушку унесло на Луну, откуда она так и не смогла вернуться. Это сказание стало культурной основой для Праздника середины осени, проводимого в 15-й день 8-го месяца по китайскому лунному календарю. По традиции в эту ночь китайцы всей семьёй собираются за одним столом и любуются самой яркой и полной луной.
Главная героиня мультфильма — китайская школьница Фэйфэй, собирающаяся отправиться на Луну и лично встретиться с Чанъэ, чтобы доказать существование богини своему отцу, который решил… (здесь я останавливаюсь, не буду спойлерить, а то вдруг захотите посмотреть). В общем, главная нить повествования — это семейная драма и вопросы вечной любви.
Удивительно, как все детали сюжета вписаны в концепцию Праздника середины осени. Имеет место и небольшой бизнес родителей Фэйфэй — изготовление лунных пряников, обязательного праздничного блюда, и семейные перипетии, которые, как уже было сказано выше, имеют связь с любовным сюжетом легенды. Даже питомец главной героини — кролик — отсылает нас к Лунному зайцу, ещё одному персонажу китайской мифологии. Также проиллюстрированы и стереотипы, такие как бесчисленная «китайская семья» и невероятно талантливая школьница (настолько умная, что самостоятельно собрала ракету).
Сюрпризом стало то, что богиня Луны — девушка, страдающая от разлуки с мужем — производит впечатление злодейки и выглядит довольно вызывающе: носит яркий макияж и одежду, танцует и поёт в стиле современных поп-айдолов, да и в целом ведёт себя очень надменно.
Причиной этому служит вторая версия легенды, согласно которой Чанъэ будто бы специально стала бессмертной, хотя могла поделиться с мужем одним пузырьком чудодейственного эликсира (да, их было два). Снова останавливаюсь и не спойлерю, ведь общий смысл я передала. Едем дальше.
Нашумевший этой весной диснеевский мультфильм «Райя и последний дракон» также основан на восточной культуре, только скорее южноазиатской.
Уже после выхода трейлера многие заметили необычайное сходство между вселенной, где разворачивается действие данного мультфильма, и вселенной Аватара. Только речь идёт не о фильме Аватар, где были синие существа с длинными хвостами, а о мультипликационном сериале «Аватар: Легенда об Аанге» (англ. «Avatar: The Last Airbender», 2005-2008) и его продолжении — «Аватар: Легенда о Корре» (англ. «Avatar: The Legend of Korra», 2012-2014).
«Райю» с «Аватаром» объединяет:
- борьба между народами, которые раньше жили в гармонии;
- сходство главных героинь;
- отдельные элементы сюжета: например, последний дракон, человек в маске.
Прим. автора: Вообще, вселенная Аватара тщательно продумана и собрана из разных «кусочков» восточных культур: от инуитов (эскимосов) до тайцев. Очень много таких деталей с подробными объяснениями можно найти у диджитал-художника @kkachi95 (есть аккаунты в Тамблер, Инстаграм, Девиан Арт и т.д.).
В самом мультфильме «Райя и последний дракон» нет такой мощной культурной основы, как в «Путешествии на Луну». Даже другая картина Диснея — «Мулан» — построена на истории о Хуа Мулань, имевшей место предположительно между V и VII вв. и позже изложенной в романах и поэмах.
Фильм «Мулан», тоже диснеевский, наделал немало шума, в отдельных случаях дело дошло до бойкота. А вот с последней «азиатской» киноновинкой — «Шан-Чи: Легенда о десяти кольцах» (Marvel) такого не произошло: кассовые сборы уже дважды покрыли бюджет фильма. (А я уже дважды на него сходила, причём один раз с нашим главредом.)
В «Кольцах» семья и любовь тоже играют важнейшую роль. Более того, и здесь появляется стереотип о талантливых ребятах, которые, кстати, испытывают давление со стороны семьи и друзей из-за того, что не реализуют свой потенциал. Ну и по всем канонам фильма в китайском стиле, в «Кольцах» большое количество сцен с применением боевых искусств. И есть дракон.
Так как доминирующей культурой в Азии является Китай (хотя сейчас мир захватывает халлю — корейская волна), то и большинство картин, ориентированных на мировую аудиторию, строится на китайской культуре. Джеки Чан и «Американский дракон Джейк Лонг» (мультсериал от Дисней) также идут в копилку доказательств.
Прим. ред. Изображения, использованные в статье, первоначально являются продукцией компаний Netflix Animation, Pearl Studio, Nicktoons Studios и Disney.
Обложка статьи: From Unsplash by Erik Witsoe.
Редактор: Анастасия Горохова.
Оксана Литвинцева
Latest posts by Оксана Литвинцева (see all)
- Не аниме единым: Азия на экранах - 5 октября, 2021
- Туманный, но не Альбион: чем привлекателен остров Сахалин - 3 октября, 2021
- Вкусы России - 7 февраля, 2021
Ваш комментарий будет первым